Клод Дебюсси и Морис Равель

klod_debyussi_i_moris_ravelОперное искусство Франции невозможно себе представить без великолепных произведений Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Творчество Дебюсси

Дебюсси считается основоположником музыкального импрессионизма. Его единственное оперное произведение, созданное в начале двадцатого столетия по мотивам драмы символиста Метерлика, полностью отражает эстетику столь необычного направления в искусстве. В опере большое количество неповторимых находок, как в области оркестровых и гармонических красок, так и в плане речитативного декламационного письма. Однако здесь царит непоколебимый пессимизм.

Творчество Равеля

Опера «Испанский час» носит лирико-комедийный характер. Главное внимание ее автора сконцентрировано на оркестре. При помощи музыкальных приемов рисуется необычайная по точности воспроизведении и остроумию оркестровая жизнь часовой мастерской, где происходит главное действе оперного произведения. Как и в балетах Равеля – неповторимых хореографических симфониях, в данном произведении все основывается на увлекательной интриге, которая очаровывает своими красками в оркестровой палитре.

Одним из самых важных компонентов музыкальной оперной драматургии являются вокальные широкоразвитые формы, которые сознательно самими композитором отводятся на второй план, уступая первое место речитативной декламационной манере письма с применением вокального искусства героев.

Что было после Равеля и Дебюсси?

После этих выдающихся французских композиторов национальный музыкальный оперный театр располагает относительно небольшим количеством новых произведений, которые оставили большой отпечаток в искусстве до настоящего времени. Знаменитая парижская Большая Опера обратилась к современному музыкальному искусству в долгой серии балетов, дивертисментных и сюжетных произведений, которые продолжили классическую балетную традицию.

В сфере оперы такого широкого изобилия произведений в репертуаре не было, хотя современная французская опера была создана усилиями столь замечательных композиторов, как Пуленк, Онеггер, Мийо, Соге и пр.

Первым современным французским композитором, работавшим в жанре оперы, должен был стать Мийо в нашем перечне. Его история оперного творчества пестра и насыщена. Он создал полтора десятка оперных произведений, пять крупнейших сценических постановок в других жанрах. Одним из первых опытов в опере стала композиция Мийо «Орестее». Однако истинной оперой стала только первая часть «Эвмениды». Две последующие части носят характер своего рода ораторий с ритмичной партией говорящего хора, которые сочетают в себе разнообразные дифференцированные звуки ударных инструментов. В дальнейшем данный прием был искусно разработан композитором Орфом.

Еще одним удачным опытом Мийо в оперном жанре стало произведение «Христофор Колумб». Это грандиозный шедевр, состоящий из 26 картин в двух актах. Эта опера также имеет черты оратории.