Социальная драма «Русалка»

Опера А. С. Даргомыжского «Русалка» считается одним из лучших произведений подобного жанра не только в истории музыкального искусства России, но и мира. При написании данной оперы автор ставил перед собой задачу показать внутренний мир своих героев, их душевные переживания, радости, страдания. Наверное, во многом из-за этого, партии главных героев, в том числе партии сопрано Наташи и Ольги, получились столь реалистичными и чувственными, затрагивающими практически все сферы человеческой жизни и доносящие свои переживания до сердца каждого зрителя.

«Русалка» — это опера, в основу которой положен социальный конфликт. Она рассказывает о трагической судьбе юной крепостной девушки, жизнь и чувства которой были покалечены богатым, эгоистичным князем. Эта история являлась типичной для крепостной России, ибо в этот период одна часть населения страны ставила себя выше другой, считала возможным не относиться серьезно к чувствам и переживаниям людей, стоящих ниже их в социальной иерархии. Подобный сюжет актуален и в наше время, что еще больше усиливает значимость и доступность данной оперы для понимания ее современным зрителем.

Очень ярко в опере раскрыт образ Наташи. Ее партия сопрано отличается, с одной стороны, нежностью и душевным покоем, а с другой – стремительностью и порывистостью. Используя широкие ходы мелодии, Даргомыжский передал искренность и эмоциональность своей героини, ее пылкий и по наивному простой характер. Особенно ярко это проявилось в самом начале партии Анданте фа минор «Ах, прошло то время, время золотое», исполненном в жанре, близком к городскому лирическому романсу.

Не меньшей выразительностью обладает и песня Наташи. Тонкие звуки арфы, наполненные нежностью и холодом, которые поддерживает звук гобоя и голос Наташи, выражают печаль юной девушки, которая перестает быть похожа на беззаветно влюбленного человека, и на глазах зрителей она превращается в грустную и сказочную Русалку. От Наташи у нее остается только голос, который манит князя в глубины днепровских вод, желая отомстить за поруганную честь девушки. В эпилоге оперы, над телом мертвого князя звучит гордый призыв Русалки, с интонацией народной колыбельной..