Знаменное пение

Знаменное пение представляет собой основной вид древнерусского богослужебного пения. Само название происходит от невменных знаков, которые использовались для записи. Существует несколько типов знаменного распева с соответствующими им типами замен:
— кондакарный;
— столповой;
— демественный;
— путевой.
1. Кондакарный распев
Это один из древнейших видов такого пения. Название происходит от «кондак», то есть одного из видов песнопения. Данный вид пения характеризуется наличием мелодически развитых элементов и особой мелизматикой.
Рассвет данного направления на Руси был в XI-XII веках, а к XIVвеку полностью исчез, из-за смены богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский.
Известные письменные источники:
— Типографский Устав;
— Благовещенский кондакарь;
— Троицкий кондакарь.
2. Столповой распев
Данным видом распева распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции. Его название происходит от «столп», то есть восьминедельный цикл Октоиха. Это книга, которая была распета данным распевом и получила распространение на Руси в конце XV века, когда был принят ИерусалимскийУстав.
Этот распев получил широкое распространение. При этом он является самым употребительным в русской одноголосной богослужебной традиции и в наши дни. Распев состоит из попевок или попевок, фит и лиц, которые делятся на крюки или знамена.
3. Путевой распев
Это певческий стиль, который был распространен в древнерусской музыкальной культуре. Происхождение термина до сих пор остается спорным вопросом. Данный стиль возник в конце XV века и представлял собой весьма красивое пение со своими особенностями. Какое-то время после возникновения, он записывался нотацией и играл второстепенную роль. Ближе к концу XVI века возникла оригинальная путевая нотация. Репертуар распева путевого совпадал с репертуаром знаменного.
4. Демественный распев
Это одно из стилевых направлений древнерусского певческого искусства. Первые упоминания о нем относятся к 1441 году. Этот стиль получил распространение в XVI-XVII веках. Красоту пения приносило многоголосие, репертуар включал отдельные песнопения. В данном стиле были выработаны стилистические закономерности – формировался торжественный стиль пения с широкими распевами отдельных слогов текста..