Сопрано

Огромное число оперных произведений включают в себя партии сопрано, который представляет собой высокий женский голос, с большим рабочим диапазоном – от «до» первой октавы до «до» третьей октавы, а колоратурный вариант сопрано и того больше: фа-ля третьей октавы.По мере развития оперного искусства, выделились несколько разновидностей женского сопрано, среди которых мы отметим следующие:

— колоратурное сопрано;

— лирико-колоратурное сопрано;

— лирическое сопрано;

— драматическое сопрано;

— лирико-драматическое сопрано.

В оперном искусстве колоратурное сопрано разделяют на два вида: лирическое и драматическое. К примеру, оперные партии, которые изобилуют эмоциональностью и некоторой трагичностью, исполняют певицы, способные голосом передать весь драматизм сюжета (драматическое колоратурное сопрано).

В любовных и романтических, более легких партиях более убедительно звучит лирическое колоратурное сопрано. Примером драматического сопрано может служить партия Царицы Ночи в «Волшебной флейте», а лирического – Цербинетта в «Ариадне на Наксосе». Правда, ряд национальных оперных школ, в том числе и отечественная, не воспринимают данное разделение, т.к. многие исполнительницы способны передать голосом, как драматизм, так и лирику отдельно взятой партии.

Сопрано – это уникальный голос, который как никакой другой обладает неповторимой женственностью исполнения. Поэтому очень много знаменитых опер включают в себя партии сопрано. Среди них, наибольшую славу завоевали следующие партии: Ярославна («Князь Игорь»), Изольда («Тристан и Изольда»), Амина («Сомнамбула»), Зиглинда и Брунгильда («Валькирия»), Джильда («Риголетто»), Людмила («Руслан и Людмила»)
Беллини, Винченцо: Имогена («Пират»), Норма («Норма»), Наташа («Русалка»), Церлина («Дон Жуан»), Наташа Ростова («Война и мир»), Чио-чио-сан («Мадам Баттерфляй»), Мими («Богема»), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Тамара («Демон») и другие..