Отборочные выступления молодых дирижеров в ММДМ

otborochnye_vystupleniya_molodyx_dirizherov_v_mmdmВ зале репетиций Национального оркестра филармонии России, расположенном в международном Московском Доме музыки, в привычное репетиционное время для оркестра были проведены любопытные и интересные события. Кроме того, можно нисколько не сомневаться в том, что они будут иметь позитивные и долговременные последствия. Однако, чтоб рассказать обо всем подробнее, нужно окунуться в 2005 год. В то время директор филармонии создал, пожалуй, необычайную институцию – стажерскую дирижерскую программу НФОР.

Программа НФОР

Сама большая проблема состоит в том, что при обучении в консерваториях студенты – будущие дирижеры практически не практикуются, не выходят к оркестру – то есть не работают с собственным инструментом.

Такой ситуации нельзя встретить ни в одной другой исполнительской деятельности – скрипачи и пианисты могут и обязаны репетировать ежедневно, а начинающие дирижеры не имеют такой возможности. Как только дирижер завершает свое обучение, выясняется, что он не нужен ни как штатный дирижер, ни даже как стажер или ассистент – и в театре оперы, ни в симфоническом оркестре. Получается, что дирижер оказался самой трагической фигурой в жизни филармоний.

На самом деле, максимум, на который может рассчитывать начинающий дирижер в период обучения – это мастер класс у настоящего маэстро и несколько подходов к оркестру, что, конечно, намного лучше, чем обучение методам дирижерства у рояля и зеркала, однако явно мало для естественного профессионального роста в одной из наиболее сложных специальностей музыки. Дирижерская программа для стажеров НФОР в определенной степени помогает справиться с этой проблемой. Непонятно, можно ли ее назвать заводом по производству профессиональных дирижеров, однако собственную эффективность за долгие годы работы она смогла доказать.

Среди знаменитых дирижеров, которые прошли данную школу, можно назвать: Дениса Власенко, Алексея Богорада, Валентина Урюпина, Филиппа Чижевского и др.

Как проходил отбор?

На дирижерском месте – шесть самых талантливых дирижеров, которые вышли в финал. Они станут претендентами на работу в группе стажеров. Среди сорока всех кандидатов выбрали восьмерку лучших, двое из них будут выступать в другие дни. Каждый финалист получил по часу времени, который они смогут применять по собственному усмотрению – исполнять композицию, которая  по длине впишется в предоставленный час, либо работать над произведением вместе с оркестром и демонстрировать результат данной работы.