Опера в России

Впервые в Россию опера пришла из Европы. До тех пор этот жанр не был известен и не пользовался популярностью в России. Впервые наши соотечественники увидели и услышали оперу в годы правления императрицы Анны Иоанновны. Это было выступление итальянской труппы. Так началось развитие оперы в России.

После выступления, весьма понравившегося народу и самой императрице, опера начала обретать популярность. Позже при дворе появилась и французская труппа с выступлениями. Спрос на оперу начал расти, стали появляться частные оперы. Нередко в одном городе существовало несколько оперных домов. Например, итальянский, российский и немецкий.

Во времена правления знаменитых российских императриц – Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, в операх принимали участие, та называемые, певчие Придворной певческой капеллы. Раньше они исполняли лишь песнопения духовного характера, но приход оперы все изменил.

Первая русская опера увидела свет в 1755 году. Это была опера «Цефал и Прокрис» по стихам поэта Сумарокова. Музыку к ней написал Франческо Арай. Помимо опытных оперных певцов на сцене русской оперы выступали и молодые музыканты. Среди них были, позднее ставшие известными композиторами, Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. Частенько на сцену выходили именитые придворные, исполнявшие арии наравне с профессиональными исполнителями оперы. Они носили общее название – дилетанты.

Новатором оперного дела по праву считается Д. Д. Шостакович. Его первая опера «Нос», поставленная по повести известного русского писателя Гоголя, носила незаурядный характер. Следующий его шедевр – «Леди Макбет Мценского уезда», поставленный по повести Лескова был встречен радушно. На протяжении полутора сезона эту оперу ставили на сцене театра, после чего она была раскритикована в советской печати. Последующие задумки и произведения Шостаковича ни разу не были реализованы в полной мере..