Оперный композитор Франсис Пуленк

opernyj_kompozitor_fransis_pulenkФрансис Пуленк является самым известным оперным композитором во Франции в послевоенный период. Родился он в 1899 году, а скончался в 1963 году. Ранее его интерес к музыкальному и оперному искусству был умеренным, чего не скажешь о поздних годах творчества.

Произведения композитора

В середине двадцатого столетия на сцене Комической парижской оперы была проведена постановка его оперы бурлеска Груди Тиреия по пьесе Аполлинера. Музыка композитора была наполнена искренним весельем, однако это не веселье легкой и изящной комедии, а, скорее всего, гротеск в духе Рабле. В опере выступала Дениз Дюваль, которая с того времени стала самой лучшей артисткой, исполняющей женские партии всех опер Пуленка, на тот момент их было только три. Замечательный голос Дениз и необычайная уникальная индивидуальность актрисы для композитора стали настоящим образцом и мерилом, когда он работал над однократной монологической оперой «Человеческий голос» и над произведением «Диалоги кармелиток».

«Человеческий голос» на текст драматической сцены Жана Кокто был поставлен парижской комической оперой в 1958 году. Данная опера была одноактной. Она описывала историю женщины, покинутой своим возлюбленным. Действие происходит в зале, где покинутая дама разговаривает с любимым мужчиной по телефону – это их последняя беседа. На следующий день он должен жениться на другой женщине. Разговор временами прерывается. Отчаяние и возбуждение женщины увеличивается – она то притворяется веселой, то плачет горькими слезами, то признается, что уже пробовала покончить с собой. Длится сцена 45 минут.

Композитор, будучи настоящим мастером вокального письма, смог преодолеть опасность однообразия однотипного и длинного монолога. Вокальная партия в мелодичном речитативе исходит из произведения Дебюсси о Мелизанде, однако есть что-то схожее с техникой Пуччини в ариях и некоторых других эпизодах.

Опера «Диалоги кармелиток»

По заказу театра в Милане под названием «Скала» Пуленк создал в середине пятидесятых годов большую оперу «Диалоги кармелиток», которую впервые поставили в январе 1957 года. После бурной итальянской премьеры стало очевидно, что ни одна современная оперная композиция после Пуччини не пользовалась столь огромным успехом в «Ла Скала», где после мировой войны ставились различные новые оперы, не удостоенные столь эмоционального отзыва, как опера Пуленка.

Это психологическая драма на тему внутренней душевной борьбы, личного выбора каждого человека, поставленного в критическую ситуацию – тематика отлично известна для актуальной драматургии, она современная и закономерная. Особую проблему здесь представляет выбор конкретного материала из истории – эпизода из времен революции во Франции, когда казнили шестнадцать монахинь-кармелиток монастыря, по приговору трибунала. На данный сюжет была составлена пьеса Бернаноса «Врожденный страх», которую композитор переработал и использовал для оперной постановки.