Либреттология

В оперном деле нет либретто без музыки, а музыки без либретто. Это две составляющие одного целого. В свое время даже появилась специальная наука о либретто как литературной основе вокальных произведений – либреттология. Эта наука занималась и делает это по сей день изучением соотношения либретто и литературных источников, роли либретто в истории культуры.

Первым известным именем в новой дисциплине было имя специалиста по компаративной литературе и компаративному искусству Ульриха Вайсштайна. Он был одним из первых исследователей в области либреттологии. Вайсштайн в своих работах всегда уделял много внимания изучению самой оперы. Он написал эссе «Либретто как литература», которое посвящалось историческим, литературным и культурным аспектам изучения либретто. Многие придерживаются мнения, что сам термин «либреттология» обрел столь большую известность благодаря работам именно Ульриха Вайсштайна.

Особое внимание уделял либретто, в качестве значимого элемента оперы, американский музыковед Патрик Джон Смит. В 1970 году он опубликовал книгу под названием «Десятая муза: Исторический очерк оперного либретто».

В германии помог популярности данной науки профессор Бамбергского университета Альберт Гиром. Она подарил миру труд, выполненный в германских традициях под названием «Опера как текст: Изучение либретто в рамках романистики». Эта работа – сборник трудов, стала значительным шагом в изучении либретто. Множество других ученых внесли незаменимый вклад в развитие науки либреттологии.

В 2000 году был открыт Институт Да Понте в Вене. Примечательно то, что одним из направлений работы была объявлена либреттология. Она основывалась на материалах оперы XVII-XVIII веков. На протяжении 70-80-х годов XX века начала формироваться специальная теория о словесном компоненте музыкального произведения..