Вокальный спорт и оперное искусство

vokalnyj_sport_i_opernoe_iskusstvoИнтерполированные ноты стали постоянной темой оперных споров. Существует мнение, что композитор их не писал, следовательно, и петь их никто не должен. А с другой стороны, кто может – тот обязательно поет и при этом производит требуемый эффект. Большинство оперных певцов и режиссеров с презрением называют такое исполнение соревнованиями в произвольных высотах – то есть спортом, который не имеет никакого отношения к искусству.

Так ли это на самом деле?

Не будем пытаться украсть у данной точки зрения право на жизнь, однако оперный театр, по сути, всегда был и остается своего рода спортом. Это давно устоявшаяся вековая традиция. И если существуют певцы, которые готовы взять все вставные ноты, и сделать это качественно, то почему публика должна их ставить на один уровень с певцами, которые на это не способны? Одно дело просто прочитать текст. А другое дело – иметь околотекстовую культуру, без которой сам текст не может существовать, а она в то же время отображается в нем.

И даже если называть это спортом, то что плохого в том, что публика с замиранием сердца каждый раз ждет высокие ноты, поддерживает певца, переживает за него, справится он или нет. И вот, наступает долгожданный момент, оркестр подводит выступающего к кульминации, гудит, как сумасшедший, а певец или певица встает в воинственную позу и берет зрительный зал штурмом. И ведь здесь еще не конец. Певица или певец может случайно не додержать эту ноту, и в таком случае все усилия и ожидания были напрасны.

Время будто расширяется, и счет уже идет не на секунды, а на мелкие доли секунд, каждую из которых публика сопровождает певца в колоссальном напряжении.

И вот приходит время уйти с этой ноты, и если все прошло идеально, певец может спокойно допеть какие-то менее значимые такты партитуры, а публика будет расслабленно и удовлетворенно вздыхать – свершилось.

И наоборот, что может быть хуже, когда любимый и долгожданный певец случайно срывает ноту, не дотянув ее до конца и оставив шумящий оркестр в неудобном положении, либо изначально не имеет возможности ее взять, и вместо этого издает некий кратковременный визг? Хуже может быть лишь то, что певец даже не пытался взять эти ноты, поскольку композитор же их писал не просто так.

Обязан ли певец брать высокие ноты?

Необязательно брать самые высокие ноты, как считают многие, ведь, по их мнению, главное – это музыка, которая требует качественного исполнения. Но с таким же успехом можно утверждать, что необязательно хорошо петь, ведь музыка настолько совершенная, что скажет все сама за себя. А артисту нужно дать правильную эмоцию. Из этого следует, что и петь вообще не обязательно. Достаточно просто показаться на сцене и изобразить муки души, а музыку можно сыграть и на пианино, раз уж она такая гениальная, то не пропадет и без актеров, певцов и дирижеров. Все это звучит абсурдно. Так что настоящую оперу невозможно представить без качественного вокального мастерства и спортивного покорения музыкальных вершин.