Оперный режиссер Дмитрий Бертман отмечает юбилей

opernyj_rezhisser_dmitrij_bertman_otmechaet_yubilejНесмотря на свою маленькую бородку, которую Дмитрий отпустил недавно, рядом со своим и коллегами, которые младше его лет на десять, он смотрится, как ровесник. В Бертмане, как и раньше, бурлит молодая кровь, он, как и в юные годы, любит различные розыгрыши, шутки, иногда балансирующие на грани провала.

А если посмотреть через призму биографии режиссера Дмитрий Бертман, то можно сказать, что его юбилей – это только очередная страница, но далеко не последняя. На счету деятеля сотни поставленных спектаклей, большинство из которых успели превратиться в театральную классику.

Достижения режиссера

Бертман уже давно имеет титул народного артиста, профессора, заведует кафедрой режиссуры и актерского музыкального мастерства в ГИТИСе. Он является фактическим лидером российской школы оперной режиссуры.

Но самое главное то, что Дмитрию Бертману исполняется пятьдесят лет, а Геликону, который он основал, через пару лет будет тридцать. Как это возможно? В театральной отечественной истории такое случалось только один раз, когда свой первый театр организовала одна пятнадцатилетняя актриса.

Бертману удалось не просто создать театр в очень молодом возрасте, когда он даже сам не предполагал, что его дело станет настолько серьезным. В результате новых театров в период перестройки создавалось немало, а выжить удалось только единицам.

Театр Геликон, который открыл режиссер Дмитрий Бертман, получил особую судьбу. Детищу Дмитрия пришлось пережить много. Изначально это был маргинальный театр, который изначально не критиковал только ленивый. Но теперь он превратился в настоящего законодателя оперной моды, который на равных правах конкурирует с самыми популярными оперными театрами России.

Именно в Геликоне впервые стали появляться радикальные спектакли. Именно этот театр на себя взял роль ниспровергателя канонов. Но когда его радикализм начал перетекать в мейнстрим, прокладывая дорогу даже к Большому театру, Геликон все больше приближался к центру. Впрочем, даже в своих самых радикальных экспериментах Бертман никогда не выступал против драматургии и классики.

Принципы Дмитрия Бертмана

В методологию Дмитрия органично вошел стандартный принцип Ошеровского, которого также считают учителем режиссера. Этот принцип звучит так «кто кому тетя». Так что в спектаклях Бермана отношения между персонажами обычно прописываются достаточно четко. В отличие от многих коллег, ставящих свои идеи во главу угла, Бертман постоянно подчеркивает, что главное для него – диалог с автором.