Композитор Жан Филипп Рамо

kompozitor_zhan_filipp_ramoОдной из самых крупных фигур в оперном жанре Франции был композитор Жан Филипп Рамо, который жил и творил в восемнадцатом веке. Его знаменитые произведения, такие как Галантная Индия, Ипполит, Поллукс и Кастор, Дарданус, Торжество Гебы и прочие работы продолжили и развили традиции его наставника Люлли. Они отмечены великолепным вкусом, несменной мелодичностью, яркой театральностью. Существенное внимание Рамо уделяет сценам с танцевальными постановками. Заметим при этом, что как бы в будущем ни менялись особенности стиля французской оперы, танцевальный элемент всегда будет в ней очень весомым и значимым.

Спектакли оперного жанра композитора Рамо

Оперные постановки Рамо, как и его предшественника и наставника Люлли без всяких сомнений принадлежали к существенным явлениям культуры Парижа тех времен, когда правила Людовик пятнадцатый. Однако эпоха, которая отличалась бурным политическим и общественным развитием всех слоев нации Франции, не могла удовлетвориться художественными традиционными формами и идеями.

Увеличившимся требованиям и вкусам парижской знати уже не отвечал музыкальный стиль опер, написанных композитором Жаном Филиппом Рамо, с их сюжетами в виде трагедий, почерпнутыми из библейских и древнегреческих мифов.

Развитие комической оперы во Франции

Окружающая реальность демонстрировала музыкальным деятелям новые темы, образы и сюжеты, подсказывала новаторский оперный жанр. Таким образом, в середине восемнадцатого века во Франции появилась комическая национальная опера.

Ее истоками стали парижские веселые ярмарочные и балаганные представления. Они, имея острую сатирическую направленность, высмеивали нравы правящих классов аристократии и духовенства. Также создавались пародии на оперу и драму. Авторы данных представлений с охотой применяли мелодии, распространенные в народе.

На появление комической французской оперы повлияла композиция «Госпожа-служанка», написанная Перголези, с которой жители Парижа познакомились в 1752 году во время гастролей труппы итальянского театра. С того времени комическая французская опера стала усваивать особенность итальянского оперного театра, где музыкальное действие пересекается с разговорными постановками – интермедиями. В том же году, когда в Париже ставили Служанку-Госпожу, Жан Руссо написал свое знаменитое произведение «Деревенский чародей». Здесь применяются не только исключительно внешние формы жанра комедии. В постановке утвержден принципиально новый вид музыкального спектакля – мифологические герои и легендарные личности сменились на французской сцене обычными людьми с их простыми интересами, печалям и радостями.

Вместе с Руссо французская комедийная опера многим обязана деятельности таких композиторов, как Монсиньи, Дуни, Филидор, Гретри. В соавторстве с Фаваром, Лесажем, Мармонтелем и иными либреттистами они создали замечательные образцы национальной комедии в Париже.