Комическая опера 18 века

komicheskaya_opera_18_vekaЭпоха, которая отличалась бурным политическим и общественным развитием во Франции во всех слоях нации, не могла быть удовлетворена только классическими художественными формами и идеями. Увеличивающиеся вкусы и требования французской буржуазии уже не удовлетворялись музыкальным стилем опер, написанных Рамо и Люлли с их вечными трагедиями в сюжетах, перенятых из библейских историй и древнегреческих мифов.

Окружающая реальность властно демонстрировала музыкальным деятелям новые темы, образы и сюжеты. Она подсказывала новый жанр оперы. Таким образом, в середине 18 века появилась комическая опера во Франции.

Истоки комической оперы

Истоками оперы в комическом жанре – это парижские веселые ярмарочные и балаганные сценки, которые ставили прямо на улице. Остро сатирические по своему направлению, они зачастую высмеивали нравы властвующих классов – аристократии и духовенства. Также создавались пародии на оперу и драму. Авторы подобных представлений с большим энтузиазмом применяли мелодии, которые бытовали в народе.

На появление комической оперы в 18 веке во Франции большое влияние оказала работа «Служанка и госпожа» композитора Перголези. С этой оперой жители столицы познакомились в 1753 году, когда итальянская труппа приехала в Париж на гастроли. С того времени французская комическая опера усвоила особенность итальянских музыкальных произведений – действие переплетается с разговорными сценами – интермедиями.

Вклад Руссо в комическую оперу

Тогда же, в 1753 году, когда в парижском театре полным ходом шла «Служанка и госпожа», композитор Руссо написал свое знаменитое произведение «Деревенский чародей». Здесь применяются не только исключительно внешние формы жанра комедии. В новом произведении утверждается принципиально новый вид музыкального спектакля – знаменитых личностей и героев мифом сменяют на оперной французской сцене обычные люди с их простыми интересами, печалями и радостями.

Наряду с Руссо комическая опера обязана многим таланту таких композиторов, как Дуни, Филидор, Монсиньи. Группа парижских либреттистов создала замечательные образцы музыкальной национальной комедии. Безусловно, в процессе эволюции она получила серьезные изменения – в первую очередь в сюжетной части. Наряду с увлекательной и веселой интригой в либретто новых комических опер находят место сентиментальные и чувствительные настроения, иногда большие чувства драматического характера. Данными чертами характеризуются, в частности оперы «Нина, безумная от любви», «Дезертир», «Ричард Львиное сердце», которое стало лучшим произведением композитора Гретри. В указанных сочинениях зреют музыкальные черты оперы романтического характера в дальнейшем, с наступлением девятнадцатого века.