Жанр оперы «ужасов и спасения» во Франции

zhanr_opery_uzhasov_i_spaseniya_vo_franciiВзятие Бастилии в июле 1789 года – это событие, с которого начался революционный переворот во Франции. Резко поменялись все аспекты политической и общественной жизни государства. Но весьма интересно, что столь короткая, но очень насыщенная и бурная эпоха не отмечена такими оперными шедеврами, которые могли передать в художественных образах значимое величие событий того времени.

Развитие французской оперы в революционный период

Бурлящее движение общественной жизни передало творческие усилия французских композиторов и тех, кто во Франции нашел вторую родину, в другом направлении. Здесь создается большое количество маршей, песен революционного характера, среди них встречаются шедевры, к примеру «Карманьола» и «Все вперед» безымянный авторов, оркестровых и хоровых произведений, которые предназначены для населения на площадях и улицах, для шествий и парадов, для грандиозных национальных праздников.

В то же время театр оперы не поднимался выше драматических музыкальных представлений Гретри. Многие сочинения демонстрировались на сцене «Королевской музыкальной академии», которая к тому времени была переименована в «Театр национальной оперы». Во времена, когда рушилась монархия, казнили короля Людовика шестнадцатого, они знаменовали собой разрушение классического строго стиля, берущего начало еще от времен Люлли.

Самое значительное явление указанного периода – это оперный жанр «ужаса и спасения». Социальный мотив в таких операх не был значительным, как правило, преобладала только любовная тема с примесью наивной морали. Любопытный сюжет был насыщен разного рода приключениями. Какие бы беды ни сваливались на героиню или героя, которые в основном были выходцами из низких слоев общества, по занавес их всегда ожидал счастливый конец. Добро и невинные жертвы торжествовали, пороки и злодеи наказывались.

Оперы «ужасов и спасения»

В этом жанре преобладающим был дух мелодрамы, было большое количество эффектных моментов. Нередко их драматургия основывалась на контрастном сопоставлении различных сценических ситуаций, подчеркивались и выделялись характеры героев разными музыкальными средствами. По возможности, в точности передавались действия и обстановка. Существенно увеличился романтический дух, обогатилась партитура за счет широкого применения жанров бытовой музыки: романса, куплетной песни, которые были близки и доступны для каждого зрителя.

Данный стиль оперы оказал благотворное влияние на дальнейшее развитие не только искусства французского государства, но и всего мира в целом. Первыми произведениями данного жанра были «Ужасы монастыря» композитора Бертона, «Вильгельм Телль» автора Гретри. Среди серии последовавших за ними оперных произведений можно выделить «Пещеру» Лесюера и произведение «Водовоз» композитора Керубини.