Опера Верди «Дон Карлос»: интересные факты

opera_verdi_don_karlos_interesnye_faktyВерди в переписке с издателем своей музыки – Джулио Рекорди, рассказывает, что великолепная по чувствам и форме драма, по сути, является вымыслом. Таким образом, настоящий Дон Карлос был слабоумным несимпатичным холериком, который не имел никогда любовной связи с Елизаветой. Ди Поза – абсолютно придуманный персонаж, а герой Филиппа не был таким мягким. В действительности опера Верди «Дон Карлос» не основана на каком-либо историческом событии.

Интересные факты

Как рассказывают современники, испанский Дон Карлос, имел на спине уродливый горб, был неуравновешенным в психическом плане человеком с садистскими наклонностями. Проблемы с его душевным и физическим здоровьем, скорее всего, были связаны с генетикой. Родители дона были двоюродными сестрой и братом. Дедушка по отцовской линии был родным братом бабушки по линии матери, а дед по линии мамы – родным братом по отцовской линии бабушки. Они, в свою очередь, все по материнским линиям были внуками Фердинанда Арагонского и Кастильской Изабеллы. В середине шестнадцатого века Филипп второй был вынужден взять под арест сына за его антигосударственные деяния. Через полгода Карлос погиб в тюрьме.

Несмотря на то, что в сюжете есть и заметная политическая линия, в основе его лежит история трагической любви, взаимной либо неразделенной, которая приносит муки. За исключением Великого инквизитора и Родриго, все протагонисты оперы Верди «Дон Карлос» были несчастны и влюблены.

Сцена аутодафе

В качестве кульминации оперы выступает грандиозная сцена аутодафе. Она отсутствует в пьесе Шиллера. Сложность и многоплановость данного эпизода – истинный вызов для постановки оперы. По сохранившимся запискам о премьере можно судить, какие масштабные силы были вовлечены – вся сцена была наполнена сотнями хористов, солистов миманса, огромным оркестром, который играл фанфары. Все это работало на создание впечатляющего эффекта.

Что говорили современники?

После премьеры в Париже два великих современника композитора Верди отозвались о его работе противоречиво. К примеру, Россини отметил, что Верди является единственным человеком, которому удалось написать действительно большую оперу. А вот композитор Бизе сказал, что итальянский композитор утратил свой стиль, подражая Вагнеру.

Различные версии оперы имеют разные финалы. К примеру, в миланской вариации 1884 года сюжет завершается смертью молодой пары: Карлос заколол себя кинжалом, а Елизавета выпила яд. В моденской опере последняя сцена решается в мистическом жанре – инфанта увел старый монах. В целом, опера сложна для постановки на сцене не только из-за своей массовости, но и из-за высоких требований в плане качества исполнения. Партии представлены для всех типов голоса: баритон, два баса, сопрано, меццо-сопрано, тенор. В данной опере практически нет проходных персонажей, все партии играют главные роли в развитии сюжета на сцене и в музыкальном плане.