История создания «Волшебной флейты»

Либретто «Волшебной флейты» было предложено Моцарту в марте 1971 года его давним другом Эммануэлем Шиканедером (1751- 1812), который был антрепренером в одном из театров поблизости Вены. В свою очередь, Шиканедер сюжет взял из сказки Виланда (1733-1813) «Лулу», которая входила в сборник фантасмагоричных поэм «Джиннистан, или избранные сказки про фей и духов» (1786-1789).Этот сюжет был обработан в атмосфере народных феерий, популярных в то время. Либретто населено феями, дикарями и волшебными мальчиками, там присутствуют мудрец Зарастро на колеснице, мстительная Царица ночи, таинственные превращения и масонские обряды в египетской пирамиде.

Моцарт, несмотря на этот наивный сюжет, вложил свои самые сокровенные мысли, наделив, таким образом, это произведение серьезной морально-философской идеей.

Как человек, многое взявший из просветительской философии, он был пропитан идеалами братства, равенства людей, верил в возможность нравственного усовершенствования человека, в бесконечность добра и победу света и разума. Этой возвышенности «Волшебной флейты» симпатизировало множество выдающихся умов той эпохи.

Гегель в «Эстетике» писал, что все это великолепие и разнообразие сюжета, феерий, смысла и морали вкупе с великолепной музыкой согревает сердце и будоражит фантазию. Бетховен также выделял именно «Волшебную флейту». Она удостоилась того, что Гете сравнивал ее со второй частью «Фауста» и предпринял попытку написать ее продолжение.

Опера носит утопический характер, характерный для гуманистических прогрессивных воззрений конца XVIII века. Но они немного упрощены идеями и ритуалами масонского ордена («вольных каменщиков»), связанными с мистикой и таинственностью. Известно, что членами этого ордена был и Моцарт, и Шиканедер, в нем были объедены многие прогрессивные умы Австрии, стремящиеся к борьбе с суевериями, средневековыми пережитками, влиянием католицизма.

Они способствовали распространению просвещения. В частности, французскую революцию 1789 года объясняли «заговором масонов», в Австрии деятельность масонских лож была запрещена императором Леопольдом II в 1974 году.

Социальная утопичность и фантастичность в моцартовском варианте смешались с четкими жизненными наблюдениями, юмором, приметами быта. Персонажи примерили на себя характеры реальных людей: злая и мстительная царица ночи – патологически упрямая и коварная особа. Феи из ее свиты – любящие поболтать, вздорные , игривые дамы полутеней.

Папагено – дикарь-птицелов — получил образ приятного обывателя, любопытного и веселого, немного трусоватого весельчака, который мечтает о бутылочке вина и тихом семейном счастье. Зарастро представляет собой идеальный образ, олицетворяющий гармонию, добро и разум. Между этим царством света и царством ночи мы видим Тамино – человека, ищущего истину, которая открывается ему после череды испытаний.

Вот так Моцарт наделил «Волшебную флейту» идеями оптимизма. Это была его последняя опера, любимейшее творение. Ее премьера случилась 30 сентября 1791 года под авторским управлением практически за два месяца до его смерти..