Французская лирическая опера: история становления

francuzskaya_liricheskaya_opera_istoriya_stanovleniyaЕсли бы вы увидели афиши декадного или недельного репертуара всех театров оперы страны, едва ли не в каждой из них вы бы встретили название одной, двух и более опер, написанных композиторами из Франции. В любом случае, сложно себе представить такую труппу оперных актеров, которая ни разу не ставила бы «Кармен», написанную Бизе, или «Фауста», написанную композитором Гуно. Безусловно, любая французская лирическая опера является составной частью золотого фонда общемировой оперной классики, и время никак не может заставить потухнуть их великолепные краски музыки. Поколения людей меняются друг за другом, а шедевры Гуно и Бизе вовсе не угасают в своей славе.

Культура французской оперы

Но, конечно, значение оперы, созданной французами, в историческом процессе развития данного жанра, отнюдь не исчерпывается указанными произведениями Бизе и Гуно, начиная с Жана Люлли, культура французского оперного искусства полноправно может гордиться своими выдающимися многочисленными композиторами, которые оставили неоценимое наследие в области оперного театра. Лучшие образцы данного наследия оказали существенное влияние на развитие прочих оперных национальных школ.

Как развивалась история оперы во Франции

В середине семнадцатого века, в 1659 году во французской столице впервые поставили пьесу «Пастораль Исси». Ее авторами были Робер Камбер и Пьер Перен. Оперная партитура так и не сохранилась, зато осталась афиша, которая свидетельствует о том, что именно Пастораль была первой французской комедией, положенной на классическую музыку и представленной во французском театре. Через некоторое время, когда прошло почти пятнадцать лет, пятиактной пасторалью от тех же авторов открылась «Королевская музыкальная академия». Король Франции выдал патент Перену, по которому автор начал управлять постановками в Академии оперы. Однако в скором времени бразды правления данной академией перешли к Жану Батисту Люлли – это талантливый человек, чья бесконечная энергия и всеобъемлющий дар запечатлены в культуре Франции на века. На его долю как раз и выпала важнейшая историческая задача – быть основоположником  французской лирической оперы.

Наследие первого оперного композитора Франции представляет такие театральные музыкальные произведения: «Роланд», «Армида», «Тезей», «Беллерофон», «Изида». В своих композициях Люлли утвердил оперное искусство как лирическую трагедию. Под понятием лирический в тот период времени подразумевалось понятие музыкальный, то есть трагедия, которая поется. Сюжеты таких опер в основном основывались на события древней мифологии Греции или древнейшей истории.

В партитурах Люлли большое количество лирических и героических моментов, сцен жанра и эпизодов. Этот талантливый автор замечательно чувствует природу оперного голоса, у него удивительно звучат вокальные сольные партии, хоры и ансамбли.